Информационные технологии так изменили нашу жизнь, в части
процессов и механизмов общения, что было трудно предугадать и представить [1]. Тем
не менее, системный подход к анализу этой проблемы позволяет выработать
конструктивные пути для предложения к выбору рациональных моделей поведения.
Научное обоснование применения базовых положений этики для
процессов научного исследования приведено в монографии российских ученых
«Методология научного исследования» [2]. Опуская подробности следует отметить,
что эти рассуждения базируются на этимологии понятий эстетика - этика – этикет:
·
Эстетика - философское учение о сущности и
формах прекрасного в творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой
форме общественного сознания. Несомненно, что математика в значительной степени
относится к искусству.
·
Этика - философская дисциплина, предметами
исследования которой являются мораль и нравственность. В науке под этикой понимают область знания, а
под моралью или нравственностью — то, что она изучает.
Этика - одна из философских наук о поведении человека. Этика дает ответы на следующие вопросы [5]:
Этика - одна из философских наук о поведении человека. Этика дает ответы на следующие вопросы [5]:
- Для чего живет человек - для высшего блага или личной выгоды?
- Что выбирает человек - свободу или справедливость?
- К чему стремится человек - к удовольствию или счастью?
- и многие другие вопросы.
·
Этикет - правила поведения людей в обществе,
поддерживающие представления данного общества о подобающем.
Таким образом, этикет – это утилитарное воплощение принципов
и понятий, имеющих глубокие философские основания. Слово «этикет» в заголовках
публикаций в интернете часто заменяется словом «этика».
Этикет демократического общения
Первым наиболее подробным изложением этикета демократического общения стали «Правила регламента Роберта» [3]. Эта книга, написанная в США в 1876 году Генри Мартином Робертом, стала первым регламентным сборником, предназначенным для широкой публики. Вплоть до сегодняшнего дня это самый популярный в США свод правил регламента, используемый для проведения собраний в тысячах общественных, религиозных и других организаций.
Этикет сетевого общения
Попытки составления некого общего сетевого свода правил поведения в Интернете предпринимались не раз. В 1995 г. было выпущено рабочее предложение RFC 1855, содержащего стандарты, рекомендуемые в Интернете [4]. Наиболее известные своды правил предложены Тимом О'Рейли и Джимми Уэллсом, автором термина Web 2.0 и создателем свободной энциклопедии Wikipedia соответственно:
- Мы берем на себя ответственность за наши собственные слова и за комментарии, которые мы разрешаем оставлять в нашем блоге... мы не будем размещать непозволительные материалы и будем удалять содержащие их комментарии.
- Мы не скажем нашему сетевому собеседнику того, чего не осмелились бы сказать ему при личной встрече.
- Если дискуссия станет слишком напряженной, мы попробуем поговорить с собеседником в частном порядке перед тем, как ответить публично.
- Если нам покажется, что кого-то обидели, мы примем меры.
- Мы не разрешаем анонимных комментариев.
- Мы игнорируем онлайн-провокаторов.
Этикет научных дискуссий
Этические нормы научного сообщества были описаны Р. Мертоном в 1942г. как совокупность четырех основных ценностей [2]:
- демократический универсализм;
- общее достояние научного знания;
- бескорыстность и беспристрастность;
- рациональный скептицизм.
Как следствие этих принципов могут быть сформулированы 5
правил:
- Каждый участник обсуждения имеет право на свое мнение, имеет право его высказывать и отстаивать. Любое подавление дискуссии категорически запрещается. В науке проблемы не решаются большинством голосов.
- В одно время может говорить только один человек. Его ни в коем случае не перебивают, дают высказаться до конца.
- Выступающему может быть задан любой вопрос, но только о том, что делалось лично им и только в таких формах как «правильно ли я понял...», «поясните, пожалуйста ...».
- В выступлениях обсуждается только то, что сделано докладчиком, а не то, что сделал бы выступающий, будь он на месте докладчика. У каждого участника свое место, и каждый свою проблему понимает по-своему. Следует ценить то, что сделано, а не то, что хотелось сделать кому-либо другому.
- Руководитель обсуждения в тактичной форме направляет дискуссию в русло повестки дня, не давая отвлекаться участникам на другие темы. В конце обсуждения его руководитель должен обобщить и кратко сформулировать итоги обсуждения.
Хаос общения в информационном пространстве
Рисунок 1. Компонентный состав информационного пространства
Гипотеза. «Хаос в информационном пространстве можно оценить через число нарушений положений Этикета, содержащего свод правил. Рост энтропии мешает достижению позитивных этических целей участников информационного общения».
Хаос - апериодическое детерминированное поведение динамической системы, чувствительное к начальным условиям. Малое возмущение граничных условий для хаотической динамической системы приводит к конечному изменению траектории в фазовом пространстве. Динамической системой является социотехническая система [6], обеспечивающая ландшафт информационного пространства при взаимодействии участников (актеров). Оценка числа нарушений положений Этикета может быть функцией модераторов, в соответствии с организационной социотехнической моделью. Детерминированность vs. случайности при взаимодействии участников (актеров) возникает из их слабо контролируемого состава и различий в индивидуальном целеполагании. Положения этикета в системе выполняют роль аттрактора. Чувствительная зависимость от выбора начальных условий является лишь одним из условий отнесения детерминистической эволюции модели к хаосу. Возможно, что это условие является сильным требованием, но в теории хаоса этот факт пока не доказан.
Значительную трудность при построении адекватной математической модели в произвольно выбранных этических задачах составляют многообразия феноменологического описания. В связи с этим, представляется рациональным осуществлять моделирование негативных паттернов, к которым относятся задачи коррупции.
Литература:
Хаос - апериодическое детерминированное поведение динамической системы, чувствительное к начальным условиям. Малое возмущение граничных условий для хаотической динамической системы приводит к конечному изменению траектории в фазовом пространстве. Динамической системой является социотехническая система [6], обеспечивающая ландшафт информационного пространства при взаимодействии участников (актеров). Оценка числа нарушений положений Этикета может быть функцией модераторов, в соответствии с организационной социотехнической моделью. Детерминированность vs. случайности при взаимодействии участников (актеров) возникает из их слабо контролируемого состава и различий в индивидуальном целеполагании. Положения этикета в системе выполняют роль аттрактора. Чувствительная зависимость от выбора начальных условий является лишь одним из условий отнесения детерминистической эволюции модели к хаосу. Возможно, что это условие является сильным требованием, но в теории хаоса этот факт пока не доказан.
Схема решения этической задачи
Поскольку существование Хаоса в общении это наблюдаемый на практике факт, то следует предположить, что математическая модель конкретной разновидности общения будет относиться к динамическим нелинейным системам. Метод построения модели такой системы и ее последующий анализ не сложнее, чем задача создания системы управления полетом современного истребителя и состоит из хорошо теоретически и практически изученной последовательности шагов:- Построить и описать наблюдаемое пространство состояний – фазовое пространство.
- Нарисовать State–диаграмму переходов состояний.
- Построить систему дифференциальных уравнений.
- Решить систему уравнений.
- Проверить на Хаос.
- Построить Аттрактор.
Значительную трудность при построении адекватной математической модели в произвольно выбранных этических задачах составляют многообразия феноменологического описания. В связи с этим, представляется рациональным осуществлять моделирование негативных паттернов, к которым относятся задачи коррупции.
Литература:
[2] Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. http://www.mtas.ru/search/search_results.php?publication_id=17842
[3] Robert’s Rules of Order Newly Revised. #RONR http://www.rulesonline.com/
[4] RFC 1855: Netiquette Guidelines. https://www.ietf.org/rfc/rfc1855.txt
[5] Этика - глоссарий Ю.Шрейдера. http://mdm-classifiers.blogspot.com/2019/09/blog-post.html
[6] Социотехнические системы. https://sec2017.blogspot.com/2019/08/blog-post.html
Версия 1а.
хотелось бы чтобы автор напрямую указал места где наблюдается неприемлемый хаос общения и так же какую-нибудь его меру кроме нарушений "всемирного этикета", т.к. правила/нормы общения в разных местах разные.
ОтветитьУдалитьПредположим, мы ведем научную дискуссию и предполагаем справедливость 5 правил, указанного выше этикета. Предположим нам известны определения понятия "Хаос" для различных областей применения этого понятия. Тогда вопрос о неприемлемом хаосе общения требует своего уточнения. Например, после утверждения одного из собеседников, что другой дилетант (это нарушение правила этикета) -> дискуссия автоматически прекратится и количественная оценка получения информации каждым участником отрицательная.
ОтветитьУдалитьЕсли участников будет много, то очевидно, что "неприемлемый хаос" это нечто другое. Ответ будет зависеть от определения "меры".
Если рассматривать указанную проблему в игровой постановке, то возможно введение управляющего центра, который будет проверять правила и выдавать управляющие воздействия (некий сторонний механизм, для которого можно попытаться построить стратегию поведения).
Прямой ответ на Ваш вопрос о примере: коллективные дискуссии в социальных сетях, форумные обсуждения блогов в новостных порталах. Если вопрос общественно-политический, то относительная свобода обсуждения - это способ "выпустить пар в свисток"!?
ну в общем я так понял что "Хаос" был употреблён для красного словца.
УдалитьИ соц-сети и форумы блогов - да везде сейчас либо явно прописывают правила поведения, либо подразумевают их на уровне Гражданского кодекса, который все чтут. А вот те кто не чтут обычно анонимны/фейковы и следует ожидать ужесточение требований к персональным данным(!) входа в ту или иную среду и в некоторых - запрет на анонимность.
Изучением же "Хаоса" - поведения "масс" в инете сейчас занимаются упорно и несоблюдение этических норм лишь одно из направлений исследований.
Добавил, с учетом замечаний.
Удалить"Хаос" в математическом смысле, а не в бытовом. Пример - в предыдущем ответе.
ОтветитьУдалитьДемократический универсализм в пересказе: "Куда хочу, туда гребу. Гребу тем, что под рукой", - в соответствии с базовыми принципами теорфиза или матфизики.
--------
PS. Навеяло новое правило в этикет сетевого общения - "мы не эдиссоны и не братья райт. здесь законы зоны - пофиг copyright".
ОК
Удалитьок!
ОтветитьУдалитьОк
ОтветитьУдалитьДобавил пояснения, с учетом вопросов и замечаний в комментариях.
Удалить