Страницы

среда, 12 декабря 2018 г.

Архитектура предприятия: человеческий фактор


Говорят, что современный бизнес содержит два ключевых фактора - инновации и маркетинг. Инновации часто упрощенно приравнивают к технологиям, а маркетинг - к цифровым коммуникациям. Таким образом, успех в бизнесе становится погоней за цифровыми возможностями и новейшими технологиями, которые позволяют их использовать. И все же… новейшие технологии продолжают доставлять проблемы, создавать головные боли и не всегда дают предприятиям преимущество, которое им необходимо для конкуренции, несмотря на огромные денежные затраты. Как это может быть?

Симулякры или модные словечки


Реальность такова, что компании гоняются за неправильными модными словечками, покупают неправильные решения, решают неправильные проблемы. Это проблему можно переформулировать и решить с точки зрения архитектуры предприятия. Для новичков, непредубежденных старожилов и практикующих корпоративных архитекторов (EA) при проектировании предприятия нужно задать фундаментальный вопрос: «Какую бизнес-проблему мы пытаемся решить?» [1].
Когда EA обращают пристальное внимание на этот фундаментальный вопрос, то они признают, что бизнес-проблемы нередко решаются с помощью нового инструмента. То есть, только технология не является решением проблемы. Они замечают, что самый эффективный процесс цифровизации, ставший в мире популярным благодаря самым ярким модным словам в отрасли, также недостаточен для ответа на фундаментальный вопрос. Другими словами, только процессы не являются решением проблемы.

Бизнес решает неправильные проблемы


«Магический треугольник» из людей, процессов и технологий был основой для решения бизнес-задач на протяжении десятилетий (рис.1). Целые структуры и методологии выросли вокруг простой концепции [2], заключающейся в том, что правильное и функциональное взаимодействие каждой из этих трех областей обеспечит бесперебойную работу бизнеса и согласованность бизнеса между предприятиями.
Миллиарды долларов были потрачены на людей в индустрии управленческого консалтинга, которые «овладели» искусством выравнивания «углов треугольника» и предложили окончательные решения самых больших и самых нелегких бизнес-задач. И все же ... компании продолжают сталкиваться с такими же известными и, казалось бы, хорошо решенными проблемами, раз за разом тратя огромные суммы на их решение [3]. Как это может быть?

Искусство выравнивания «углов треугольника» состоит в процедуре формулирования функциональных требований в виде наборов показателей, статических или более сложных - динамических. Эти показатели используются в качестве системы ограничений при нахождении решений бизнес-задач.
Рис.1. «Магический треугольник» или цифровая экосистема.

Корень проблемы


Люди являются корнем и ядром бизнеса, наиболее сложной частью предприятия, как социо- технической системы. Они определяют, выбирают, применяют процессы и управляют технологией. Только осознавая, что решение бизнес-задач требует решения проблем с людьми (и вызванных ими), мы сможем приблизиться к правильным решениям [4]. Правильные люди, правильные вопросы, правильные решения, правильный бизнес - это желанный результат деятельности практикующего ЕА в компании.

Примеры, практики и обоснование


    1.     Крис Локхарт. “The People Problem: A Primer on Architecting the Enterprise as an Enterprise Architect”. https://www.amazon.co.uk/People-Problem-Architecting-Enterprise-Architect/dp/154391490X/ref=asap_bc?ie=UTF8

Книга «The People Problem» призвана помочь ориентироваться в области архитектуры предприятия и в решении сложных бизнес-задач, особенно в эпоху быстрых деловых и технологических изменений. Опираясь на более чем 17-летний опыт консультирования крупных и малых компаний, входящих в список Fortune 500 и для местных стартапов, собран набор накопленных знаний, представленных в легко узнаваемых примерах.


        2.    «Enabling Distributed Security in Cyberspace» https://www.dhs.gov/xlibrary/assets/nppd-cyber-ecosystem-white-paper-03-23-2011.pdf


В документе «Создание здоровой и устойчивой кибер экосистемы с автоматизированным коллективным действием» (Building a Healthy and Resilient Cyber Ecosystem) приведено определение понятия «Кибер Экосистема» и описано системное применение этого понятия для модельного описания некоторой предметной области. При этом, собственно, «системное применение понятия» базируется на признании изоморфизма законов, управляющих функционированием используемых системных объектов.

        3.     «Управление ИБ в технологической Компании». https://sec2017.blogspot.com/2018/11/blog-post_22.html

«Пост» о построении и эксплуатации подсистемы информационной безопасности (ИБ) по модели жизненного цикла, как о неотделяемом компоненте в системе предприятия. Оказывается, что ландшафт «магического треугольника» подсистемы ИБ шире системы предприятия. Специалист ИБ нанимается на работу без точной уверенности о том, что он будет делать - эксплуатировать систему ИБ, и/или создавать ее, и/или решать задачу «выравнивания углов». Как это может быть?

           4.    "Путь к сети цифровых бизнес экосистем, содействие развитию на местном уровне". (“Towards a Network of Digital Business Ecosystems Fostering the Local Development“) http://www.digital-ecosystems.org/refs/2002_dbe_discussionpaper.pdf

Документ, содержащий толкование понятия «цифровая экосистема» в приложении к индустрии информационно-коммуникационных технологий (ИKT).

Цифровая экосистема является цифровой инфраструктурой, которая направлена на создание цифровой среды для организаций и поддерживающей сотрудничество, обмен знаний, развитие открытых, адаптивных технологий и эволюционных моделей бизнеса.

Цифровой экосистемный подход переносит концепции природных экосистем в цифровой мир, воспроизводя желательные механизмы дифференциации, развития продуктов и услуг, адаптации к конкретным местным потребностям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий