Страницы

четверг, 16 июня 2022 г.

Теория идеологии и институционализм

В чем структурное отличие идеологии от математики или физики? Теория идеологии, аналогично другим социальным теориям, является рефлексивной. Под рефлексивностью подразумевается способ воздействия, влияния теории на человека. На человека воздействуют не артефакты строго формализованного описания теории, а их интерпретация или разнообразные бытовые толкования в привязке к внешним условиям и обстоятельствам. Как следствие, человеку не обязательно знакомиться с положениями теории, но этот факт способа воздействия теории на человека необходимо рассмотреть и учесть в модели жизненного цикла социальной теории.

Методологический подход к исследованию идеологии, как социотехнической системе, приводит к необходимости явного формулирования гипотез и требований, относящихся к системе и ее поведению. Уровень формализации в формулировании гипотез или требований должен обеспечивать либо экспериментальное подтверждение, либо научно обоснованный вывод.

Идеология - система идей, выражающих интересы, мировоззрение и идеалы человека.

Процессы институционализма в социальных дисциплинах соответствуют такому направлению исследований, которое стремится системно связать предмет исследования с объективной природой человека. При этом под природой человека, в первую очередь, понимаются механизмы сознания. С таких позиций методология институционализма является главным направлением современной научной мысли.

В качестве базиса институционализма выбираются такие структурные категории, как: сознание человека, разнообразные сообщества, институты и правила. Предметная область применения институционализма реализуется через информационное наполнение содержанием институтов и правил. Например, институционализм в экономике соответствует такому значительному её разделу, как микроэкономика. Для этого раздела экономики институционализм обеспечивает формальные принципы формирования и обоснования понятийной базы.

Сообщество — это социальная группа людей, в которой они объединены по общим признакам правил и норм, ценностей, религии, политических взглядов, а также по одинаковым формам идентификации и различия.

Рисунок 1. Базис институционализма

Институты — это созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми (политические, экономические и социальные). Институты включают неформальные ограничения - санкции, табу, обычаи, традиции и нормы поведения, а также формальные документы - конституции, законы, права собственности. Институты включают в себя описания обеспечивающих выполнение механизмов управления и контроля.


Институты или институции – это информационные объекты, типа текст. Объекты слабо формализованной структуры и разнообразные по своему содержанию. Базис институционализма основан на объективных фактах того, что без влияния институтов на сознание человека принимаемые решения людей ограниченно рациональны, а их поведение имеет склонность к оппортунистическому (не ограниченному положениями морали).

Влияние института на сознание человека – это применение некоторого правила S, входящего в состав института, в конкретной ситуации P. Обычно это утверждение записывается в следующей форме:

Если текущая ситуация есть P, то действуй способом S(P).

Совокупность ситуаций {P} – это поле стратегических действий, а совокупность правил {S} входит в состав института.

Правило, или способ действия, или сценарий – это шаблон или образец поведения человека в идентифицированной им конкретной ситуации. Описание правила (сценария) имеет простую математическую структуру.

С позиций институционализма каноническим примером реализации идеологии является религия. В этом случае, например, институтом христианства является Библия. Толкование некоторых стихов из текстов Библии формирует правила. Пример одного из таких правил – «Возлюби ближнего своего, как себя самого» (Лев 19:18).

Методология институционализма привносит существенную конкретику в процесс построения теории идеологии. Как минимум, институционализм добавляет понятийный состав и необходимые структурные связи. Присущая институционализму, как одному из системных подходов к решению проблем обсуждаемого типа, общая нечеткость понятий допустима и для социологических исследований, и для содержательного анализа. Для постановки и решения конкретных задач управления процессами в социальных теориях необходима доработка и формализация базовых категорий.

Перечислим недостатки и основные направления их исправления для базовых категорий институционализма:
  • классификация и стандартизация,
  • структурная формализация,
  • терминологическая однозначность.
Процесс исправления недостатков (доработку базовых категорий) можно свести к инженерно-техническим задачам. Например, в научных публикациях существует много примеров классификаций сообществ, институтов и правил. Почти все эти классификации соответствуют некоторым иерархическим структурам и построены по простейшей схеме. Однако, несложно заметить, что классификация сообществ и институтов должны соответствовать структурно разным требованиям, чтобы их использовать в общей системе, для которой делается архитектурное моделирование.

При рассмотрении в научных публикациях схем классификации правил несложно заметить, что схемы классификации есть, а сами правила не приводятся. Причин несколько. С одной стороны, проблема состоит не только в том, как определить структуру шаблона, но и в наборе слов для описания. С другой стороны, интуитивно понятно, что выделить из институции набор правил – эта задача намного сложнее, чем по заранее заданному набору правил построить институцию.

Полный текст здесь: https://zen.yandex.ru/media/asl/virusnaia-model-ideologii-processy-62a05dc9739e40251ab621ea

Комментариев нет:

Отправить комментарий